Что такое четвертая стена и разрушение четвертой стены в компьютерных играх

Понятие «четвертой стены» пришло в компьютерные игры из более ранних форм искусства. В театре и ситкомах так называют невидимую символическую стену, отделяющую сцену от аудитории, в кино роль четвертой стены исполняет экран (и, чтобы обрушить ее, актеру достаточно посмотреть прямо в камеру). Стена рушится, когда действующие лица так или иначе дают понять, что подозревают о существовании зрителей. В играх о расположении четвертой стены и методах ее обрушения говорить сложнее: игрок — не только зритель, но и действующее лицо, а значит, в абсолютно любой игре мы так или иначе разламываем «четвертую стену» (как и остальные три, если это игра с разрушаемым окружением).
Пожалуй, в играх четвертая стена рушится, когда исчезает иллюзия реальности происходящего и мы понимаем, что перед нами всего лишь игрушка (как это происходит в God of War, когда в секретном ролике Дэвид Джаффи начинает ругаться с Кратосом, называя того «чуваком»). Все остальное — пограничные случаи, осколки реальности, попавшие в виртуальный мир, или наоборот — удачно протянувшиеся в реальность щупальца виртуальности. В Max Payne Макс находит записку от покойной жены, в которой сообщается, что он — персонаж компьютерной игры, но шок от находки сглаживается замечательным монологом, после которого становится ясно, что «компьютерная игра» — это всего лишь развернутая нуар-метафора. Психика Макса не справляется с творящимся вокруг ужасом — вот и ищет аналогии... В BioShock сработано еще тоньше: экзистенциальный кризис испытывают одновременно и персонаж, и игрок (оба понимают, что тупо следовали чужим приказам).
Один из моих любимых примеров — Snatcher Хидео Кодзимы, где сопровождающий героя робот советует увеличить громкость телевизора, чтобы было проще найти тикающую бомбу. Когда бомба наконец-то взрывается и игрок сидит оглушенный, герой жалуется, что у него звенит в ушах, а робот отвечает: «Это потому, что ты громкость телевизора прибавил!» В Metal Gear Solid героиня предлагает игроку массаж при помощи вибрирующего контроллера, а один из злодеев читает прошлое Снейка по карточке памяти и заставляет контроллер «телепатически» перемещаться по полу, включая один из моторчиков DualShock.
Говорить на эту тему можно очень долго: про NPC, открыто объявляющих кнопки в туториалах, про NPC, призывающих игрока перезагрузить консоль, про летающую за героем камеру из Super Mario 64 (это не только красивая шутка, но и напоминание о том, до чего в этой игре критично правильное положение камеры). В пограничных случаях иллюзия реальности происходящего не слабеет, а наоборот — усиливается. «Четвертая стена» в играх может находиться не только перед игроком, но и позади него.



Оставить свой ответ:

Имя:*
E-Mail:
Вопрос:
Skolko buдет пять пдюс сeмь?
Ответ:*
QQpedia21.ru - cамые интересные вопросы