Правда ли что первую лампочку изобрел не русский ученый?

ИДЕЯ ЭЛЕКТРОЛАМПОЧКИ В XIX ВЕКЕ

буквально витала в воздухе: в 1809 г. в Англии первую дуговую угольную лампочку сделал Хэмфри Дэви, потом опыт повторяли многие. В 1854 г. перебравшийся в Нью-Йорк немецкий часовщик Хенрих Глебель изготовил из бутылки из-под одеколона первую вакуумную лампочку. Первый патент получил англичанин, профессиональный изобретатель Джозеф Сван в 1860 г., но совершенно независимо от него, тремя годами позже, лампочку “переизобрел” француз, профессиональный фокусник Жан Эжен Робер-Удэн. И все же практическое употребление лампочки надо записать за Россией.

Одиннадцатого июля 1873 г. сконструированные Александром Лодыгиным лампочки накаливания осветили Одесскую улицу в Петербурге. Так электричество впервые в истории было использовано в публичном месте. Однако далее отдельных опытов дело тогда не пошло: во-первых, качество вакуума в лампочке было еще весьма низким, а во-вторых, испускать свет призван был покрытый углем волосок, который быстро перегорал, так что лампочка горела всего полчаса. Для автоматической смены угольной нити Лодыгин вмонтировал внутрь колбы сложный механизм, который значительно удорожил всю конструкцию. Лампочка, хоть и была запатентована во всех странах Европы, на практике почти не применялась. В 1875 г. Лодыгин плюнул на все и уехал в Туапсе, в коммуну народников-землепашцев.

Тем временем один из его бывших сотрудников, лейтенант Ахилл Хотинский, отправился в СевероАмериканские Штаты, в 1877 г. повстречался там с Томасом Эдисоном и бескорыстно поделился с ним достижением русских коллег. “Наполеон изобретательства” мгновенно оценил преимущества русской выдумки, но сильно ее усовершенствовал: предложил японский бамбук в качестве материала для нити накаливания, придумал закачивать в лампочку инертный газ, изобрел патрон, цоколь с нарезкой, предохранитель, выключатель, электросчетчик — всего более 300 инноваций. Что еще важнее, он убедил общественность в преимуществах электрического освещения перед газовым, которое было тогда распространено повсеместно. Чтобы построить в 1882 г. на Перл-стрит на Манхэттене первую электростанцию и осветить квадрат в милю шириной, Эдисону пришлось пойти на громадные затраты: провести провода, создать новые динамо-машины (Эдисон вдвое увеличил их эффективность), организовать кампанию в прессе и т. д.

Между тем российские власти разогнали коммуну Лодыгина, и в 1878 г. он вернулся в Петербург, возобновил свои опыты и даже получил орден Станислава, однако в 1884 г., убедившись в неповоротливости отечественного бизнеса, уехал сперва в Европу, а потом и в Штаты. Там он работал у главного конкурента Эдисона, Джорджа Вестингауза: изобрел электропечь, аппарат для сварки и резки металлов, электрическую вилку с розеткой и, наконец, вольфрамовую нить накаливания для лампочки. Теперь он поднаторел в патентном деле и долго боролся в судах. Другое дело, что в конечном счете проиграл и в 1906 г. продал свои права. Заметим, что боролся Лодыгин за свой собственный, а не за русский приоритет: за границей он прожил дольше, чем на родине. Кстати, не следует и Эдисона воспринимать исключительно как циничного вампира: да, он стоял обеими ногами на земле и в этом смысле был плоть от плоти молодого американского капитализма. Но в 1892 г. он продал основанную им компанию “Дженерал электрик”, потому что бизнес как таковой ему был неинтересен. Его душа принадлежала изобретательству, и в этом смысле у него с “русским мечтателем” Лодыгиным больше общего, чем различий.



Оставить свой ответ:

Имя:*
E-Mail:
Вопрос:
Skolko buдет пять пдюс сeмь?
Ответ:*
QQpedia21.ru - cамые интересные вопросы