Как справиться с острым горем

Здоровье / Психология

📅16-04-2013 👁1 079

Идеализация и самообвинение
Стадия горя — стадия поиска. Она характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате, неосознанно ждет его прихода и т. п. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, в каждом из нас сильна детская вера в чудо, какие-то сверхъестественные обстоятельства, силы и возможности. Не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий готов к «встрече» с ним или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.
Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после смерти близкого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.
Третья стадия острого горя длится до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощаемость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, ощущение кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках.
Изменяется и повседневная деятельность: человеку трудно сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике. Это самый тяжелый период. Одним из основных переживаний становится чувство вины.
Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими: может наблюдаться раздражительность, желание уединиться или, наоборот, выплакаться. В последнем случае самое лучшее — просто слушать, без оценок и, тем более, без критики: «да, тут ты был виноват!», поскольку человек и так одержим самообвинением.
В поисках выхода
Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания потери. Человек постепенно «уходит» от умершего и с болью переживает действительное отдаление его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним — основное содержание «работы горя» в этот период.
Через 3-4 месяца после стадии острого горя начинается цикл так называемых «хороших и плохих» дней. У переживающего повышается раздражительность и снижается так называемая фрустрационная толерантность, в результате чего возможны проявления вербальной и даже физической агрессии, усиливаются телесные проблемы, из-за снижения иммунитета возрастает подверженность разным заболеваниям, особенно простудного и инфекционного характера.
Через полгода в самочувствии человека, перенесшего острое горе, обычно на первый план выходит депрессия. Особенно для него будут тягостны праздники, дни рождения, годовщины («впервые Новый год без него», «эту весну он/она уже не увидит», «его день рождения») или события повседневной жизни («обидели, а пожаловаться/обсудить некому», «на его имя пришло письмо»).
Четвертая стадия синдрома утраты, стадия восстановления, начинает постепенно проявляться короткими эпизодами уже через месяц-полтора после потери и продолжается примерно год. В этот период восстанавливаются как физиологические функции, профессиональная деятельность, так и психологическое отношение к ушедшему и новой жизни без него. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает тяжелое горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Безусловно, эти приступы горя могут быть весьма болезненными и сильными. Человек уже живет нормальной жизнью — и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, печали, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы провоцируют ассоциации, они связаны с определенными праздниками, какими-то памятными событиями и в целом с любыми ситуациями, которые могут напоминать об умершем. Годовщина смерти символически, психологически и ритуально ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, разумно полагая, что это вполне достаточный срок для переживания, примирения и адаптации. За год человек проходит определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события. За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, и эти практические задачи тесно переплетаются с переживанием потери. Горюющий нередко сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, «что бы он сказал, как бы на это посмотрел, какой была бы его реакция». Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Некоторые из таких воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми делятся с близкими, друзьями. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою новую жизнь.

Приблизительно через год наступает последняя
стадия переживания утраты — завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Из повседневной речи постепенно уходят слова «невыносимая потеря», «тяжелая утрата» и «горе». При нормальном течении и естественном проживании потери жизнь все-таки берет свое. Однако завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (такие, как убеждение женщины, муж которой погиб при трагических обстоятельствах, например на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней). Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет вновь воспринять близких, знакомых и весь окружающий мир, создавать новые смыслы и союзы, не отвергая и не зачеркивая своего прошлого.



Оставить свой ответ:

Имя:*
E-Mail:
Вопрос:
Skolko buдет пять пдюс сeмь?
Ответ:*
QQpedia21.ru - cамые интересные вопросы