Как и когда изобрели коньки

 Около 1170 г. некто Уильям Фитц Стефан, секретарь знаменитого Томаса Бекета, писал про лондонцев: “Когда большое болото на севере города замерзает, много молодых людей начинают играть на льду: привязывают к ногам, под пятки, кость и, отталкиваясь маленькими острыми палками, катятся со скоростью птицы. Одни ломают руки, другие ноги, но юность охоча до славы”. Вообще, катание было занятием невероятно травматичным: 18 апреля 1380 г. некая благочестивая девица по имени Лидвина из голландского городка Схидам упала на льду и так вся переломалась, что никогда более не встала с постели — она оказалась единственной жертвой коньков, которую причислили к лику святых.

Вместо костяных или деревянных пластинок люди с какого-то момента стали подвязывать к обуви металлические, которые по-прежнему не столько резали лед, сколько скользили по нему. Во всяком случае, так выглядят приспособления, на которых катаются персонажи с картин Брейгеля Старшего. Они доказывают, что коньки — массовое увлечение простого народа. Почему все вдруг пристрастились к этому спорту? Дело в том, что начало Нового времени ознаменовалось в Европе сильным похолоданием: все каналы, реки и даже море в Нидерландах каждый год замерзали, поэтому практическое значение коньков постоянно росло. Это уже не потеха, а жизненная необходимость.

Переход от горизонтального полоза к вертикальному произошел в какой-то не поддающийся дальнейшей конкретизации момент между 1570 и 1614 гг., когда были созданы две гравюры. Первая — гравюра Ханса Бола, на которой коньки, скорее, широкие, хотя уже обладают острым, загнутым вверх носом. Вторая — гравюра Румера Висхера, запечатлевшая, как кажется, уже новый тип конька, отчасти напоминающий современный. Первый физически сохранившийся экземпляр, относящийся к хvii веку, был найден во время дренажных работ в Зевенхюзене, в Южной Голландии. Это металлический полоз длиной 35 см, высотой 12 мм сзади и 3 спереди, а шириной 6 мм сзади и 10 спереди. Видимо, к этому полозу когда-то крепилась деревянная платформа, а уже ее крепили на обувь.

На Руси, как и в других холодных странах, делали свои “бегунки”: их находят в раскопках не только Новгорода и Старой Ладоги, но даже гораздо южнее. Местной нашей традицией было вытачивать круто загнутые носы деревянных коньков в виде лошадиных голов — отсюда и название! Тем не менее когда царь Петр Первый прибыл в Голландию, он воспринял тамошнюю забаву как европейскую выдумку и начал ей со страстью обучаться. В 1697 г. Яан Номан писал: “Московиты усердно учились кататься, причем неоднократно падали, сильно ушибались, некоторые проваливались по шею в воду”. Есть мнение (правда, не очень достоверное), что это Петр впервые придумал намертво прикрепить конек к ботинку.

За пределы Нидерландов коньки как вид досуга еще долго не распространялись. Так, в англо-голландском словаре 1648 г. они описаны как “предмет, используемый в Голландии”. В одном письме 1711 г. Джонатан Свифт упоминает коньки и сразу оговаривается: “Если Вы знаете, что это такое”. Лишь к середине XVIII века новый вид развлечения приобрел популярность. Если в Нидерландах катались все, то в Англии коньки стали в основном времяпрепровождением аристократии.

В 1760 г. в Эдинбурге образовался первый конькобежный клуб, а в 1772 г. артиллерийский лейтенант Роберт Джонс опубликовал первый трактат “О катании на коньках”. Если голландцы за много столетий разработали три вида коньков, то британцы почти сразу создали четвертый, свой собственный. Именно из Британии мода на коньки начала свое триумфальное шествие по миру.



Оставить свой ответ:

Имя:*
E-Mail:
Вопрос:
Skolko buдет пять пдюс сeмь?
Ответ:*
QQpedia21.ru - cамые интересные вопросы