Кто изобрел нотный стан?

Музыка / Изобретения
Тэги: нотный стан

📅4-01-2018 👁563

НОТНЫЙ СТАН

 

Изобретения раннего Средневековья были анонимны и размазаны по времени. Бессмысленно спрашивать, кто придумал косу или хомут. Первое в истекшем тысячелетии изобретение, которое имеет автора и дату, — это нотный стан.

Знаки нотного письма, невмы, существовали издавна, но проставлялись они прямо над словесным текстом. Идея нотной линейки впервые была воплощена в 986 г. в монастыре Корби, вскоре к ней присоединилась вторая линейка (одна прочерчивалась красным цветом, другая желтым). Но все же концепция нотного стана по праву приписывается Гвидо д’Ареццо. Он родился между 990 и 995 гг. и поступил монахом в обитель Помпоза в дельте реки По. Этот монастырь можно посетить и сегодня; там же и базилика, где Гвидо додумался до своего изобретения. Теперь это главная местная достопримечательность, но в то время монахи не одобряли фокусни-честв брата-музыканта. Гвидо покинул Помпозу, как он сам писал, “подавленный кознями завистников”,
и перебрался в бенедиктинский монастырь в Ареццо, где возглавил детский хор кафедральной школы. Там же был им написан трактат “Краткое слово об изучении искусства музыки”, в котором он предложил новую систему нотной записи. Его нотный стан представлял собой четыре линейки (добавленные им две имели черный цвет), между которыми и размещались невмы. В начале каждой линейки стояла латинская буква, обозначающая высоту тона (позднее буквы развились в обозначения ключей). Хотя ныне линеек делают пять, григорианский хорал по традиции до сих пор пишется на четырех, как при Гвидо.

Второе его изобретение состояло в гексахорде, то есть выборе шестиступенного звукоряда как образца для запоминания мелодии. Соотношение между ступенями должно было оставаться неизменным. В письме к своему другу, монаху Михаилу, Гвидо предлагал некое мнемоническое правило для запоминания нот. Состояло оно вот в чем: около 770 г. Павлом Диаконом был написан латинский гимн в честь Иоанна Крестителя, считавшегося патроном хорового пения. “Дабы твои слуги могли воспевать дивные твои дела своими слабыми голосами, сними грехи с их нечистых уст, о святой Иоанн!” Скромное семистрочное стихотворение всего из пятнадцати слов было на слуху у любого певчего: существовало поверье, будто оно служит магическим заклинанием от хрипоты. Гвидо предложил обозначить ноты по первым слогам первых шести строк: ut, re, mi, fa, sol, la. Эти обозначения просуществовали вплоть до начала xvii века, когда ut ради удобства пения заменили на do, а в качестве седьмой ноты было добавлено si, являвшееся сочетанием первых букв двух слов, составлявших последнюю, седьмую строку стихотворения Павла Диакона. Но все это произошло потом, когда вместо гексахорда стала рождаться октава. А пока Гвидо в письме к Михаилу похвастался, что благодаря его мнемонической системе мальчики из хора смогли за несколько дней разучить то, на что обычно уходят недели. Еще одной удачной находкой Гвидо стало использование суставов и кончиков пальцев левой руки для более легкого чтения нот. Этот метод и по сей день называется “гвидонова рука”.

В 1026 г. Гвидо вызвали в Рим, к самому папе Иоанну xix. Понтифик перелистал записанную по гвидоно-вой методе книгу песнопений, “словно какое-то чудо”. На счастье, папа оказался музыкально одаренным человеком: он с успехом спел по нотам незнакомую мелодию и пришел в полнейший восторг. Новая система получила, таким образом, высочайшее одобрение и стала быстро распространяться по Европе. В xii веке, когда стандартизировалось изображение невм, нотный стан приобрел тот вид, к которому мы привыкли. А ну как папе Иоанну не понравилась бы система Гвидо? Кто знает, как назывались бы сегодня ноты.



Оставить свой ответ:

Имя:*
E-Mail:
Вопрос:
Skolko buдет пять пдюс сeмь?
Ответ:*
QQpedia21.ru - cамые интересные вопросы